Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 317 человек

Помощь ребенку в овладении чтением

Дата: 23 января в 12:16

Помощь ребенку в овладении чтением

Среди множества открытий, которые делает ребенок в свои первые пять лет, есть и такое: оказывается, звучащая речь может быть «зарисована», записана в виде особых знаков – букв и состоящих из них слов.

Подобно тому как когда-то человече­ство изобрело письменность – систему знаков для кодирования звуковой формы слов, подобно этому и ребенок открывает для себя значения знаков – букв, с помо­щью которых можно изобразить звуки: протяжный глубокий звук А — буквой «А», звук-«пыхтелку» П – буквой «П», звон­кий, веселый звук Р – буквой «Р». По­беседуйте со своим малышом, и вы убедитесь, что каждый звук для него имеет лицо, он как-то эмоционально окрашен: веселый или тревожный, «добрый» или «злой». У некоторых детей звуки имеют и цветовую окраску. Взаимосвязь между звуком и буквой открывается детям по-раз­ному и в разных обстоятельствах.

Возможность чувствовать смысло-различительную функцию звука в слове появляется у ребенка лишь тогда, когда он уже точно знает, что эти слова значат. Только постоянно обогащая жизненный опыт ребенка и отражающий его словар­ный запас, мы создаем предпосылки для того, чтобы дети естественно перешли к постижению значений не только самих слов, но и знаков, из которых они состо­ят, – букв. Буква – это знак звука. Но чтобы сделать это открытие, ребенок сна­чала должен проявить интерес к звукам речи, а затем уже совершить еще один чрезвычайно важный шаг в своем разви­тии – осознать, что звуки можно «зари­совывать» с помощью особых значков – букв.

Интерес к отдельному звуку появляется у детей в дошкольном возрасте. Сколько интересных игр можно при­думать и провести в эту пору! Главное только – тонко почувствовать, уловить, когда она наступает: не опередить собы­тия и не упустить время для таких игр. Если вы поспешите и преждевременно нач­нете играть с ребенком в «звуковые» игры, то рискуете вызвать у него чувство досады, неуверенности и растерянности; а если же не воспользуетесь этим естественным пе­риодом интереса к звукам – потеряете прекрасную возможность вовремя зало­жить основы звукового, фонематического анализа слова, на котором строится сов­ременная методика начального обучения чтению.

Итак, звуковые игры! Какие же они?

Вы идете утром с ребенком в школу. Предложите соревно­вание: кто придумает больше слов на звук «Р». На следующее утро поменяйте звук. Но самое главное: не переусердствуйте и не настаивайте: ждите, пока ребенок сам предложит продолжить игру.

Дети любят игру «в города» (мы все помним эту игру по дорожным путеше­ствиям). Предварительно, чтобы накопить запас названий городов, можно «попуте­шествовать» с ребенком по карте.

Основное, что должны усвоить родители по отношению к «звуковым играм»: в эти игры мы играем с детьми, когда буквы им еще не известны, поэтому надо сле­дить за тем, чтобы употреблять именно слово «звук», а не «буква». Например, обращаясь к малышу, говорим: «Мы будем играть в слова. Я называю слово, ты слу­шаешь, на какой звук оно кончается, и отвечаешь мне другим словом, которое начинается с этого звука».

Интересные игры предлагают Е.Бугрименко и Г.Цукерман, авторы недавно вышедшей в издательстве «Знание» книги «Чтение без принуждения», адресованной родителям. Вот несколько примеров из этой книги.

«ГРУЗОВИК». Пример игры, в которой взрослый произносит слова, а ребенок не только на слух определяет их звуковые характеристики, но и сам активно ищет подобные же слова.

Дети «нагружают машины». У каждо­го – карандаш и бумага. На одном листе появляется грузовик марки МММ, а на другом - марки Л'Л'Л' (апостроф означа­ет, что звук мягкий). Каждый грузовик может везти самые разнообразные и не­ожиданные предметы, но все они должны начинаться на нужный звук. В грузовик «М» ребенок может «погрузить» (нарисо­вать в кузове) мыло, мармелад, мультфиль­мы, мост, Мурзилку, мышку и отправиться в Москву, к маме, в магазин... Грузовик «Л» «загружается» люстрами, лентами, ли­монами, лентяями, лебедями (всем, что ре­бенок сможет вспомнить на звук Л) и едет в Ленинград, или в лес, или в Литву.

Игра «ЗВУКОВОЕ ЛОТО» требует от ребенка умения находить слово с нужным звуком из заданного ряда слов. По пра­вилам этой игры детям раздаются карты лото с картинками и маленькие пустые карточки.

Взрослый называет звук, например ВВВ, и спрашивает у игроков: «У кого есть слово со звуком ВВВ? Не обязательно, чтобы этот звук был в начале слова, он может стоять и в конце, и в середине». Дети, глядя на карты, отвечают: «У меня ВВВо-робей», «А у меня короВВВа». Картинку с правильно найденным звуком ребенок за­крывает карточкой. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все картинки. Для этого ребенку нужно в первую очередь сосре­доточить внимание на звуковой форме слова, не пропуская ни одного слова с названным звуком.

Взрослый, ведущий игру, должен учиты­вать, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Так, например, в словах МЯЧ и МАСКА, ТЁТЯ и ТОРТ, ЛУНА и ЛЮСТРА первые звуки разные, хотя они и обозначены одинаковыми буквами. О назначении букв ребенок еще не подо­зревает, а различие мягкого и твердого звука, как правило, чутко замечает. Но бы­вают и ошибки. Так, если ребенок объявля­ет, что у него есть слово на ЗЗЗ – зебра, взрослый должен мягко поправить его: «Как ты говоришь – ЗЗЗэ-бра или ЗЗЗе-бра? З'З'З' произносится мягко. Смотри, губы мои растянуты, как будто я улы­баюсь. ЗЗЗ я говорю твердо, без улыбки. Ну-ка, найди на карточке слово на твер­дый ЗЗЗ. Конечно, ЗЗЗаяц!»

Игра «ЗАПРЕТНЫЕ ЗВУКИ» построе­на по правилам известной детям игры "«Да» и «нет» не говорить". Только вме­сто запретных «да» и «нет» здесь нужно подставлять различные звуки (игра наце­лена на анализ звуков в речевом выска­зывании, а не только в отдельно взятом слове).

Условия игры следующие: взрослый за­дает ребенку разнообразные вопросы, а ребенок, отвечая, должен соблюдать прави­ло – не произносить определенный звук. Например, запрещенные звуки  X и Ч. Взрослый: Что продают в булочной? Ребенок: Булки и ..леб. Взрослый: Какой предмет у нас в кварти­ре показывает время? Ребенок: ...асы и т. д. Различать мягкие и твердые согласные и легко заменять одни на другие ребенку поможет игра «ТИМ И ТОМ».

Тим и Том – два человечка: твердый и мягкий. Ребенку легче будет запомнить эти два качества, если вы не просто укажете на твердость согласного Т в имени ТОМ и мягкое Т’ в имени ТИМ, а нари­суете человечка. Одного – длинного и уг­ловатого, а другого – прямую его проти­воположность – кругленького и пухло­го. Том и Тим похожи на двух героев популярной сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города» – Железного Дровосека и Страшилу. Если ребенок знает и любит эту сказку, назовите мягкого и твердого человечков именами этих персона­жей. Игра строится как «устное действие». Сначала взрослый представляет Тома и Тима: «Это – Том, слышишь, как твердо начинается его имя: ТТТ. Он и сам весь твердый, как этот звук, поэтому всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: не ест Т' – тянучки, но любит Т – томатный сок; носит П – пальто и никогда не надевает П' – пиджак; не берет в руки М' – мяч, но с удовольствием пу­скает М – мыльные пузыри и играет в М – морской бой. Том дружит с Тимом, хотя и совсем не похож на него. Тим мягкий и любит все, что звучит так же мягко, как первый звук его имени Т': Т' – тефтели, Л' – леденцы, П’ – пирожные. Когда Тим рисует, Том Р-аскрашивает. Если Том берет в руки Д-удочку, Тим сразу начинает Д'-ирижировать. Они ни­когда не выбирают одни и те же вещи, поэтому не ссорятся; ведь им никогда не приходится выхватывать друг у друга игрушки и сладости».

Любимая игра Тима и Тома – «твер­дое – мягкое». В этой игре Том называет слово с твердым первым звуком, а Тим, заменяя твердый звук на мягкий, отвечает Тому похожим словом. Вот так:

Том: НОС

Тим: ...(НЁС)

Том: ЛУК

Тим: ...(ЛЮК)

Том: ТУК

Тим: ...(ТЮК)

Том: МЫЛ

Тим: ...(МИЛ)

Том: МАЛ

Тим: ...(МЯЛ)

Том: РАД

Тим: ...(РЯД)

Теперь нам легче будет понять, в чем же состоит основная ошибка прежних методов школьного обучения начальному чтению (а во многих семьях и сейчас так пытаются обучать). Творческая деятель­ность, посредством которой человечество и создало письменность, шла от звуков и их систем – к буквам. А традиционные методики обучения начальному чтению предлагали обратный путь: от буквы к ее звуковым значениям. И ребенку, естест­венно, было очень трудно осознать, поче­му буквы «бе» и «а» надо читать «ба», и не «беа», «эм» и «а» – «ма», а не «эма».

Но ведь еще в прошлом веке К.Д.Ушинский считал основой подхода к обучению именно ознакомление детей со звуковой стороной языка! Он писал: «...метода, предлагаемая мною, в сущности, очень проста. Вот она в главных чертах:

1) приучить глаз и руку дитяти к письму элементов букв;

2) приучить слух дитяти к отысканию отдельного звука в слове;

3) приучить язык дитяти к отчетливому произношению звуков;

4) приучить внимание дитяти останавли­ваться на словах и звуках, их составляющих, и

5) приучить и глаз, и руку, и слух, и язык, и внимание дитяти разлагать и складывать слова, представляемые в уме, произноси­мые, писанные и печатные.

Все это вместе имеет целью упражнять все способности дитяти вместе с учением грамоте – развивать, укреплять, давать полезный навык, возбуждать самостоя­тельность и как бы мимоходом достигать обучения чтению и письму».

Обратите внимание на слово «мимохо­дом». Да! Все дошкольное обучение (и в семье, и детском саду) следует строить так, чтобы ребенок занимался с интере­сом, с радостью, а результат обучения достигался как бы сам собой, именно мимоходом. Но посмотрите, какая глубо­кая и всесторонняя программа речевого развития стоит за этим «учением без при­нуждения»!

Итак, в системе К.Д.Ушинского уже представлена попытка идти в обучении чтению от звука к букве, его обозначаю­щей.

Замечательный детский психолог про­фессор Д.Б.Эльконин, развивший далее методику начального обучения чтению на основе звукового (фонемного) анализа слова, писал: «Из рук К.Д.Ушинского звуковой метод вышел лучше, чем стал по­том, в результате разнообразных усовер­шенствований. Ознакомление детей со зву­ковой материей языка было потом основа­тельно забыто».

В книге «Шестилетний ребенок в школе» доктор психологических наук В.Мухина пишет: «Неплохо, если ребенок умеет чи­тать, придя в школу. Но навык чтения повышает уровень готовности ребенка к школе только при условии, что он строит­ся на основе развития фонематического слуха и осознания звукового состава сло­ва, а само чтение является слитным или послоговым. Побуквенное чтение, нередко встречающееся у дошкольников, затрудня­ет работу учителя, т.к. ребенка прихо­дится переучивать».

Суть развитого, сформировавшегося чтения состоит не в воссоздании звуко­вой формы слова, значение которого мо­жет быть еще даже неизвестно, а в пони­мании значения слова – в конкретном предложении, в контексте, в целостном тексте.

Напоминаем вам об основных приемах формирования глубокого, «пони­мающего» чтения, основанного на постоян­ном, ежедневном и ежечасном обогащении словарного запаса ребенка.

Предлагаем вам несколько советов, которые помогут посредством чте­ния стимулировать речевое развитие ре­бенка.

Основной методический прием здесь со­стоит во включении чтения в реальную познавательную   деятельность   малыша.

Например, вы собираетесь с ним в зоо­парк. За неделю-две до этого события вашей «настольной» книжкой могут стать прекрасные стихи С.Я.Маршака «Детки в клетке». Когда заочное знакомство с различными зверушками произошло, путе­шествие в зоопарк будет наполнено для ребенка особым значением и ожиданием. В зоопарке могут произойти неожидан­ные открытия, возникнуть новые симпатии и антипатии. Читая уже после посещения зоопарка ту же книжку, вы можете спро­сить ребенка, о ком из животных ему бы хотелось услышать в первую очередь. Ребенок просмотрит картинки и назовет понравившееся ему животное. Воспомина­ние о виденном наполняет новым смыслом отношение к любимой книжке, позволяет ребенку осознать свои интересы, выбрать любимые стихи.

Аналогичным образом можно готовить ребенка   к  первому   посещению  театра. Есть много замечательных детских книжек (и даже книжек-раскрасок) об истории кукольного театра. И это событие должно быть тщательно подготовлено родителями.

Так же можно готовить ребенка и к воскресным путешествиям по родному го­роду.

А путешествия в поле, лес, парк! Вернув­шись осенью из багряного леса, ребенок слушает, как вы читаете пушкинские стро­ки об «осенней поре, очей очарованье», и сердце ребенка полнится созвучной грустью и высокой печалью...

Прекрасная, ставшая классической кни­га Б.Житкова «Что я видел» позволяет совершить с ребенком «путешествие» и подготовить реальные путешествия и в лес, и в колхоз, и по железной дороге, и на пароходе, и на самолете.

Увлекательное путешествие в мир кра­сок и живописи позволяет совершить красочно оформленная книга В.Курчевского «Быль-сказка о карандашах и красках». Прочитав ее вместе с родителями, ребе­нок устраивает интереснейшие игры «в художника».

Конечно, не всегда в вашей домашней детской библиотеке найдутся все необходимые для этих многообразных «путеше­ствий» книги. Поэтому мы можем совершить с нашим ребен­ком еще одно путешествие – в библиотеку.

Консультация для родителей «Речевая готовность ребенка к школе»

Речь занимает  чрезвычайно важное место в развитии ребенка. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух – и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается много детей с дефектами фонетической (произносительной) стороны речи.              

Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих – свистящих; звонких – глухих; твердых – мягких, р – л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка – почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы.

У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.

            У огромного большинства детей, поступивших в школу, очень маленький словарный запас. Часто родителям некогда разговаривать со своим ребёнком. В результате дети не знают элементарных понятий, обобщающих слов,  им очень сложно объяснить слова, имеющие «нематериальное» значение: совесть, искренность, честность. При описании предметов дети используют только понятия о размере и цвете («арбуз большой, а яйцо маленькое, белое»). Подбор слов с противоположным значением сводится к элементарному «большой – небольшой; тонкий – нетонкий.

Грамматически правильная, лексически богатая и фонетически четкая речь дает возможность речевого общения и подготавливает к обучению в школе. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.

Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:

  •   хорошее физическое развитие ребенка;
  •   развитый физический слух;
  •   развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
  •   нормальное функционирование ЦНС;
  •   владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);
  •   произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;
  •   познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;
  •   коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.

            На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2.Сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать и различать звуки;

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение слышать и выделять первый и последний звук в слове и т.д.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?             - создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:          

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Очевидно, что помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок  добился в жизни успеха, состоялся как личность и чувствовал себя свободно всегда и во всем – тогда учите его говорить. А взрослым следует не критиковать несовершенную речь, а умело и вовремя помочь ребенку. Ведь чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь – заслуга, прежде всего семейного воспитания.

Дорогие родители! Нельзя оправдывать свое халатное отношение к будущему вашего ребенка занятостью и недостатком времени. У вас есть в запасе время до поступления вашего ребенка в школу. Воспользуйтесь этим временем с пользой!

Родителям первоклассника

Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку, услышать ласковый голос.

Не подгоняйте ребенка, не дергайте по пустякам, не торопите, умение рассчитать время - ваша задача.

Не отправляйте в школу ребенка без завтрака.

Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая о чем-то. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите его.

Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка спокойно, без вопросов, дайте ему расслабиться.

Если ребенок чересчур возбужден, жаждет поделиться с вами - не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, это не займет много времени.

Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, он потом сам все расскажет.

Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор проходил без ребенка. Выслушайте обе стороны - это поможет вам яснее понять ситуацию.

После школы не торопите ребенка садиться за уроки - необходимо 2-3 часа отдыха (1,5 часа сна).

Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте возможность ребенку работать самому.

Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку! Не отвлекайтесь на домашние дела, телевизор и т.д. В этот момент вам должны быть важны его дела и заботы.

Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление - это первые четыре недели, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти.

Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие - это показатели трудностей в учебе!

Даже совсем «большие» дети очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Это успокаивает, помогает снять напряжение, спокойно уснуть.

Рекомендации родителям

по контролю за выполнением школьником домашних заданий

Не сравнивайте его умения с умениями других детей.

Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения и  (или) желания выполнить заданное упражнение.

Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.

Не пытайтесь выполнять за своего ребенка домашнее задание, это сослужит ему плохую службу.

Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.

Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.

Учите ребенка детальному изучению содержания материалов учебника, его справочных материалов, правил и инструкций.

Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий.

Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.

Демонстрируйте достижения ребенка перед другими членами семьи, братьями, сестрами.

Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашних заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам.

Формируйте привычку доводить начатое дело до конца.

Если вы считаете, что ваш ребенок испытывает перегрузку по какому-либо из учебных предметов, обратитесь за разъяснением и помощью к учителю-предметнику и завучу.

Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию у него усидчивости, терпения и ответственности.

Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубите проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.

Учим таблицу умножения. Как?       

Рекомендуется учить таблицу умножения летом, когда ребенок свободен от основной учебной нагрузки.

Начинать учить таблицу лучше с конца, т.е. не с 2х2=, а с 9х2=, потом переходить на таблицу 8х2=…, потом на 7х2=…, потом 6х2=… и т.д. 

Примечание. Во-первых, когда ребенок "спустится" до столбика умножения на 5, то ему уже, практически учить ничего и не придется, во-вторых, если начинать с таблицы умножения традиционно снизу вверх по мере усложнения, то очень часто детки так и не выучивают качественно умножение на 6, на 7, на 8, на 9. 

Учить таблицу нужно не только как стишок (причем снизу вверх и сверху вниз в каждом столбике), т.е. подряд, но и обязательно вразброс: х9, х2, х6, х8... 

Изучая каждый столбик таблички, обязательно спрашивать ребёнка, переставляя местами множимое и множитель, т.е. 9х6=54, а сколько будет 6х9 =? 

Примечание. Во-первых, таким образом ребенок автоматически учит уже примеры из последующих столбиков, а во-вторых, ребёнок на практике осознает математическое правило, что от перестановки умножаемых цифр, результат не изменится. 

Не переходить к следующему столбику, пока предыдущий не будет у ребёнка "отскакивать от зубов" (и как стишок туда-обратно, и в разброс, и с перестановкой местами умножаемых цифр).

Занимательное о таблице умножения на 9. 
(но детям лучше об этом рассказать после того, как они выучат таблицу умножения).

В тетради по математике (автор Л. Г. Петерсон) описан способ умножения на 9 на пальцах.
Положить все 10 пальцев веером перед собой ладошками вниз и загадать число, которое хочешь умножить на 9. Например, 8. Найти 8-й по счету палец (считать от левого мизинца до правого): слева от этого [т.е. восьмого] пальца будут семь пальцев, это - число десятков, справа от него будут 2 пальца - это единицы. Итак: 9х8 = 72. 

Как решать задачу

Прочитай задачу. Представь себе то, о чём говорится в задаче.

Напиши краткое условие или сделай чертёж.

Поясни, что показывает каждое число.

Повтори вопрос задачи,

Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос, если нет, то почему? Что нужно узнать сначала?

Выполни решение и проверь.

Ответь на вопрос задачи.   

Как учить стихотворение наизусть

Выполнение домашнего задания начинай с работы над стихотворением.

Прочитай стихотворение вслух. Выясни значение непонятных слов.

Прочитай стихотворение выразительно, постарайся почувствовать его настроение и ритм.

Раздели стихотворение на четверостишия или отрывки.

Прочитай четверостишие, постарайся повторить по памяти, при необходимости заглядывай в текст. Выучи четверостишие.

Таким же образом выучи второе четверостишие. Повтори первый и второй отрывок вместе.

Так же выучи следующий отрывок.

Расскажи наизусть всё стихотворение. Перед  сном 2—3 раза повтори стихотворение.

На следующий день утром ещё раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.

Как относиться к отметке своего ребенка

Помните, что это ваш ребенок, и отметка, полученная им - это ваша отметка. Как бы вы отнеслись к себе в этом случае?

Двойка - всегда наказание. Не ругайте, не наказывайте ребенка, ему и так плохо. Подумайте вместе, что надо сделать, как изменить ситуацию, чем помочь маленькому человечку в решении его проблемы. Вы через это уже прошли, вам все понятно, а у него это первые шаги. Не усложняйте его путь.

При выполнении заданий дети часто отвлекаются. Это вина взрослых, что которые не научили ребенка сосредотачиваться на деле и сами постоянно дергают и отвлекают. Постарайтесь терпеливо учить ребенка не отвлекаться при выполнении задания. Работайте с часами: сначала 5 минут, а затем каждый раз больше на 1-2 минуты.

Четко определите время, когда учить уроки, когда играть, когда выполнять домашнее задание. Это поможет ребенку меньше уставать и все успевать.

Научите своего ребенка учиться. Это значит не только выполнять задание, но и контролировать самого себя и правильность выполнения. Пусть ребенок учится сам, без напоминаний и понуканий. Это будет вашим главным достижением в обучении.

Научите своего ребенка любить книгу. Это поможет ему учиться далее самому, успешно овладевать знаниями.

Научите ребенка критически оценивать себя и свои поступки (посмотреть на себя со стороны), а не только критиковать своих одноклассников и учителя.

Помогайте и ободряйте!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.